Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 3 человека

Советы психолога

Дата: 29 мая 2020 в 12:51, Обновлено 20 марта 2023 в 13:54
Автор: Жарина Т. Е.

Рекомендации  психолога по подготовке к  экзаменам.

     Прежде, чем начать подготовку к экзаменам, следует оборудовать место для занятий:

  • убрать лишние вещи,
  • удобно расположить нужные учебники, пособия, бумагу, ручки, карандаши и т.п.

     В интерьере комнаты желательно иметь желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. 
      Приступая к подготовке к экзаменам, полезно составить план. В зависимости от того, кто вы - "сова" или "жаворонок", максимально загрузить первую или вторую половину дня. 
      Следует четко определить, что именно сегодня будет изучаться. 
      Хорошо начинать - пока не устал, пока свежая голова - с самого трудного, с того раздела, который заведомо знаете хуже всего. Если заниматься не хочется и в голову ничего не идет, то полезно начать с того, что знаете лучше, с того материала, который вам больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно вработаетесь, и настроение улучшится. 
       Обязательно следует чередовать работу и отдых - 40 минут занятий, затем 10 минут перерыв (можно в это время сделать зарядку или заняться домашней работой).
      Накануне экзамена, в последний день оставьте время для повторения.
      Перед сном совершите прогулку, выспитесь.
      Утром, перед экзаменом не вредно просто полистать учебник.
      На экзамене, чтобы успокоиться и сосредоточиться проведите упражнение несколько раз: на счет 1-4 вдох, на счет 1-4 задержите дыхание, на счет 1-4 выдох. 
      Когда письменный ответ написан или сделано задание, отложите работу в сторону. Закройте глаза и сосредоточьтесь. Сделайте глубокий вдох через нос, задержите дыхание на 5-10 сек., медленно выдохните (бесшумно) через рот, разделив воздух на три порции. Снова задержите дыхание на 2-3 секунды. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание, медленно плавно выдохните. Вы ничего не хотите добавить к своему ответу? Помните, что самые свежие мысли приходят после того, как письмо уже запечатано. Если вам больше ничего не пришло в голову, то можете идти отвечать или сдавать работу. 

Как вести себя на экзамене.

    Экзамен - это всегда стресс. Но что нам мешает с ним справиться? Подготовка к ответу на устном экзамене - это сложный и важный этап. От того, что вам удастся вспомнить, во многом будет зависеть ваша оценка. Если у вас хорошая зрительная память, и вы хорошо подготовились к экзамену, то страница учебника сама всплывёт перед глазами. Нужно только сосредоточиться и непременно успокоиться. Если вы взволнованы, то закройте глаза, расслабьтесь, вспомнив на минуту что-либо смешное или приятное.


Советы психолога: как успешно сдать экзамены

     Экзамены — это всегда волнение и переживания… А вступительные экзамены — еще и огромная ответственность за выбор своего будущего. Как пережить этот непростой период с наименьшими «потерями» для психического и физического здоровья?

      Во-первых, лучше воздержаться от приема успокоительных средств и медикаментов — они тормозят мозговую деятельность и мешают сконцентрироваться, тем более реакция может быть полностью противоположной: начнут трястись руки-ноги, в голове — туман. Химия — это химия, и никогда не знаешь, как она сработает в сочетании с недосыпанием и волнением; лучше медикаменты заменить полноценным здоровым сном (юноши — 7–8 часов, девушки — 8–9 часов) и пешими прогулками на свежем воздухе. Сбалансированный режим труда и отдыха поможет восстановить физические и психические силы организма. Также во время подготовки к экзамену каждый час можно делать гимнастические упражнения, это поможет снять напряжение в мышцах и придаст силы для усвоения новой информации.

      Во-вторых, полноценное питание. Пища должна быть богата белком: например, на завтрак творог и сметана, а также два раза в неделю яйцо всмятку. Обед может состоять из супа и мяса (75–100 г) с овощами, а на ужин — рыба или курица и сметана. Белок, содержащийся в этих продуктах, будет питать головной мозг. Следовательно, воспринимать и запоминать информацию будет легче. Также следует обогатить и разнообразить пищу витаминными продуктами — овощами (капуста, морковь) и фруктами (бананы, апельсины, грейпфруты). Они помогут зарядиться бодростью и положительной энергией. Весьма полезным в этот период будет употребление в пищу различных каш. Они богаты витаминами и микроэлементами, которые активизируют мозговую деятельность.

      В-третьих, перед самим экзаменом можно съесть пару долек шоколада — это поможет сконцентрироваться на задании. А еще шоколад является отличным антидепрессантом: он и вкусный, и полезный, и со стрессом помогает справиться. 
Как известно, вступительные испытания выпадают на самый жаркий месяц лета, поэтому на экзамен нужно взять бутылочку простой питьевой воды. Лучше воздержаться от употребления минеральной и сладкой газированной воды, они лишь временно утоляют жажду. 
     Немаловажным является выбор одежды для экзамена. Лучше отдавать предпочтение светлым пастельным тонам — они придают уверенность в собственных силах и не раздражают глаза, в то время как яркие наряды будут отвлекать как экзаменатора, так и самого абитуриента. К тому же одежда не должна стеснять движений, узкая и облегающая будет создавать неудобства и не позволит сосредоточиться на задании.


Порция советов во время экзамена

     1. После того, как вы придёте в рабочее состояние, внимательно прочитайте вопросы. Не отчаивайтесь и не пугайтесь, если в первую минуту вам покажется, что вы вообще ничего не знаете. Такое бывает со многими. Активное припоминание - трудный и сложный процесс. Начинайте с того, что знаете. Если какой-то вопрос вы знаете хорошо, то начинайте с него. При подготовке к ответу на него вы подсознательно будете припоминать остальные вопросы. И ничего страшного, если вы что-то не можете вспомнить совсем. В конце концов, обладая обширными знаниями о предмете, до многого можно додуматься самостоятельно.

     2. Фиксируйте самое основное. Делайте записи или составьте план ответа. Для того чтобы при ответе ваши знания были последовательными, оставляйте свободное место для тех деталей, которые вы припомните позднее. Если никак не удаётся вспомнить какое-то определение, формулу - пропустите место и вернитесь к этому позднее. Помните: никогда не ходите отвечать с чистым листком, даже если вы суперотличник. Записи помогают и вам и экзаменатору, если нужно сделать выбор.

     3. Только факты. Помните: ответ должен содержать факты и ценную информацию. Переливая "воду" вы рискуете утонуть или "поплыть"... Известно, что несколько конкретных цифр, деталей, фактов оказывают гораздо более глубокое воздействие на собеседника, чем пространные рассуждения по всей теме ответа.
     4. Наблюдайте за экзаменатором. Перед тем, как идти отвечать, вы должны обязательно понаблюдать за экзаменатором: каковы его реакции и степень их проявления, насколько он доброжелателен или наоборот - раздражен, что он вообще за человек. Эта информация вам очень пригодиться при ответе.

     5. Если вы уже закончили подготовку и твердо знаете, что больше ничего по этому вопросу не вспомните, то отдохните. Посмотрите по сторонам, понаблюдайте, как отвечает предыдущий абитуриент. Может быть, в его ответе вы услышите то, что может пригодиться вам. Дело в том, что содержание вопросов, особенно по общественным дисциплинам, очень сильно пересекается, иногда бывает достаточно послушать своего предшественника, чтобы значительно обогатить свой ответ.

     6. Отдельно хочется сказать о шпаргалках. Конечно, списывать со шпаргалки весь текст буква в букву вам вряд ли удастся, но иногда бывает, что нужно разок "одним глазком" заглянуть в нее. Так случается, если вы твердо уверены, что этой формулы вы не запомнили и поэтому специально записали ее на шпаргалку. Тут каждый действует на свой страх и риск, тем более что экзаменатор, как правило, все видит. Поэтому на всякий случай запомните: после того, как вы "одним глазком" заглянете в шпаргалку, у вас будут трястись руки и смешиваться все в голове, по крайней мере, минут десять. Дело в том, что списывание со шпаргалки - чрезмерно стрессовая ситуация. Объем непосредственной памяти при этом резко уменьшается, и в итоге приходится переписывать едва ли не каждое слово, то и дело заглядывая в шпаргалку. Не заметить такого поведения абитуриента экзаменатор просто не в состоянии.

А если экзамен письменный, например тестирование? Как вести себя в таком случае? Приведем несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования.
      1. Сосредоточьтесь! Торопитесь не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество ответов.
      2. Начните с легкого! Начните отвечать на те вопросы, в знании которых нет сомнений. Так вы освободитесь от нервозности, и вся энергия будет направлена на более трудные вопросы.
      3. Пропускайте! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми вы обязательно справитесь.
      4. Читайте задание до конца! Иначе можно совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
      5. Думайте только о текущем задании!
      6. Исключайте! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят.
      7. Оставьте время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

 

В любом случае, как бы не прошел процесс подготовки к экзамену, важен положительный настрой. Ведь любые вершины покоряются, верно?


Советы родителям

1. Старайтесь избегать ссор, конфликтов и семейных скандалов перед экзаменами ребенка. Ребенку передается волнение родителей и если родители не могут справиться со своими эмоциями, то это стрессовое состояние может стать причиной нежелания готовиться у подростка или допущения им ошибок при сдаче экзаменов.

2. Подбадривайте выпускника, хвалите его и отмечайте его хорошие поступки. Таким образом, родители могут повышать его уверенность в себе. Дайте знать ребенку, что вы будете любить его даже в случае его неудачи и допущения ошибок на экзаменах.

3. Каждый день наблюдайте за самочувствием старшеклассника. Измерять температуру и трогать каждый день лоб как у маленького малыша, конечно, не следует, но только родители могут выявить первые признаки болезни, связанные с переутомлением и стрессами. Если выпускник по любому поводу раздражается, начинает плакать и боится сдачи экзаменов, то за помощью необходимо обратится к психологу.

4. Строго контролируйте режим дня ребенка и не допускайте перегрузок. Подготовка к экзаменам должна сочетаться с отдыхом. Через каждые 40 минут занятий старшеклассник должен отдохнуть не менее 10 минут. Если ребенок очень усердный, то не давайте ему готовится к экзаменам более 10 часов в день. Лучшее время для подготовки - дневное, ночью снижаются все функции организма, поэтому память человека в вечернее время ухудшается. Спать перед экзаменами необходимо не менее 8 часов, предварительно прогулявшись на свежем воздухе.

5. Обеспечьте дома удобное рабочее место и условия для выпускника. Выделите ребенку рабочий стол, где не должно быть ничего лишнего, а только материалы необходимые для подготовки к экзамену. Следите за тем, как сидит ребенок: нельзя сидеть, сильно согнувшись и читать лежа. Очень важно сохранить зрение во время экзаменов, ведь зрение многих старшеклассников портится именно во время экзаменов. Держать учебник при чтении надо в наклонном положении на расстоянии <st1:metricconverter productid="20 см" w:st="on">20 см</st1:metricconverter> от глаза. Температура воздуха в комнате должна быть нормальной, а свет падать с левой стороны. Старайтесь создать тишину во время подготовки ребенка к экзаменам, проследите за тем, чтобы ему никто не мешал.

6. Следите за тем, чтобы ребенок каждое утро делал зарядку около 30 минут. Это поможет лучше освоить материал и восстановить работоспособность. После физических упражнений улучшается кровоснабжение мышц, снимается утомление глаз и появляется ощущение бодрости.

7. Объясните ребенку о том, что во время подготовки экзаменов нельзя играть в компьютерные игры, смотреть боевики и фильмы ужасов. Необходимо беречь силы и нервы для подготовки к экзаменам. Негативно влияют на память курение, кофе, применение лекарственных препаратов, распитие пива и энергетических напитков.

8. Во время умственного напряжения человеку надо сбалансированное питание, которое содержит все необходимые питательные вещества, микроэлементы и витамины. Для стимулирования работы мозга включайте в рацион питания ребенка рыбу, мясо, яйца, творог, живые йогурты, орехи, курагу, больше овощей и фруктов. Порадуйте ребенка плиткой горького шоколада и бананами, они способствуют выработки "гормонов счастья". Исключите в это время сухомятку, подросток во время экзаменов должен питаться четыре раза в день горячей пищей. Нельзя во время подготовки к экзаменам соблюдать диеты.

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ УЧЕНИКУ
при подготовке к изложению

Знаешь ли ты, какой тип памяти у тебя наиболее развит? Если нет, попробуй обратиться за помощью к психологу или займись самоанализом, выполни несколько психологических тестов. Ты лучше запо­минаешь информацию зрительно, когда читаешь что-то, или на слух, или когда записываешь то, что нужно запомнить? Помни: при написании изложения тебе придется воспринимать текст на слух.

Выработай свою, удобную для тебя систему запоминания текста на слух. Воз­можно, это будет запоминание сюжета предлагаемого текста (если это повествова­ние), порядка характеристики явления или предмета (если это описание), логики и последовательности размышлений (если это рассуждение). В настоящее время для сжатой, контурной передачи информации широко   используют   прием   запоминания

/ключевых слов. Он предполагает, что запо­минаются основные, значимые слова текста, которые образуют словесный и смысловой каркас всего высказывания. Попробуй вос­пользоваться этим приемом, потренируйся, выясни точно, подходит ли он тебе.

Запомни, что изложение не ставит основной целью проверку твоих способнос­тей по воспроизведению текста слово в слово. Главная задача — выяснить, как ты владеешь речью и можешь ли ты гра­мотно передать предложенное содержание. Это значит, что не нужно ставить перед собой задачу как можно более точно за­помнить слова текста. Запоминай содержа­ние и настроение  текста.

Известно, что один и тот же смысл бывает по-разному выражен словесно. На­пример: У Маши голубые глаза. Глаза у Маши голубые. Машины глаза голубые. Маша — девушка с голубыми глазами. Цвет Машиных глаз голубой. Из этого следует, что важно запомнить содержание и стилистические особенности предлагае­мого текста, поэтому неправильным следу­ет признать   такую   передачу   текста,   где нарушена стилистическая ткань. Напри­мер, исходное предложение Чебурашка не удержался на стуле и шлепнулся на пол нельзя передать в виде Чебурашка не удержался на стуле и совершил падение на пол или Со стула Чебурашка грохнул­ся конкретно и т.  д.

Помни о том, что существует опе­ративная и долговременная память. Дале­ко не все способны тут же воспроизводить только что услышанное. Некоторым людям нужно, чтобы прошло какое-то время, по­этому не пугайся, если после прочтения тебе покажется, будто ты ничего не запом­нил. Не торопись, ты сможешь постепен­но всё вспомнить.

Считается, что память надо будить, т. е. заставлять себя вспоминать информа­цию. Не пренебрегай этим при подготов­ке  и  написании  изложения.

Помни: текст читается два раза. При первом чтении его лучше всего вниматель­но послушать. Это позволит оперативной па­мяти "схватить" весь текст. В последующие 15—20 минут (до второго чтения текста) постарайся записать как можно больше за­помнившихся ключевых слов, словосочета­ний, отдельных фраз и предложений, поста­райся составить примерный план пересказа. При повторном чтении текста будь внима­телен: откорректируй план, допиши начатые фразы и предложения, зафиксируй наибо­лее важные слова, имена, географические названия. После повторного чтения не спе­ши сразу писать изложение. Сперва приве­ди в порядок черновик: расставь ключевые слова и записанные фразы, предложения по пунктам плана; мысленно перескажи текст, затем можешь приступать к написанию черновика изложения.

После того как написан первый вари­ант черновика, внимательно перечитай его,  исправь возможные ошибки.

—           Оставляй для переписывания работы на чистовик достаточное количество време­ни.   Обычно   переписывание   не   является чисто механической работой, поскольку возникают новые мысли, суждения, пожелания изменений и т.п. Позаботься о том, что бы не только переписать законченную работу вовремя, но и успеть 1-2 раза проверить чистовик.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.